Математика это интересно!
Математика является мощным фактором развития ребенка, формированием его познавательных и творческих способностей. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые качества, творческий потенциал личности. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия, а основным результатом целью такого образования является формирование у детей основ математической культуры.
Формирование математических представлений отнесено к образовательной области «Познавательное развитие», где закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т.е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Однако математический материал можно успешно преподносить в рамках любой из 5 образовательных областей.
Их интеграция обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
В своей работе нам удается раскрывать математический материал в процессе:
- ознакомления с литературными произведениями и малыми формами фольклора;
- прогулок, экскурсий;
- различных видах конструирования;
- экспериментирования, игр с природным материалом (вода, песок, фасоль, горох, крупа);
- игровых упражнений с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивными и дидактическими играми.
Через знакомство детей с литературными произведениями и малыми формами фольклора, формируем у детей основы математической культуры. В своей работе используем такие малые фольклорные формы как, пословицы, потешки, поговорки, считалки, загадки и, конечно, сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий.
Сказка «Колобок» знакомит с порядковым счетом,
«Теремок» и «Репка» помогают запомнить количественный и порядковый счет и основы арифметических действий,
с помощью сказки «Три медведя» легко усваиваются понятия о величине.
Экскурсии предоставляют возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости. Во время экскурсий дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях.
При посещении продуктового магазина – считаем покупки (количественные представления). На прогулке наблюдали, когда встает солнце, а когда садится за горизонт (временные представления). А ежедневные наблюдения за соседней стройкой новой школы, дали детям представление об использовании различных по высоте подъемных кранов и строительной техники (представление о величине и форме). В ходе экскурсии в «Музей боевой славы» дети узнали об особенностях жизни людей в военное время (норма хлеба в блокадном Ленинграде).
Во время подвижных игр дети встречаются с математическими отношениями: сравнивают предметы по величине и форме, определяют, где левая сторона, а где правая.
Используем подвижные игры математического содержания такие как «Попади в круг», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Классики», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
В продуктивной деятельности детей организуем конструктивные игры. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
Игры с LEGO-конструктором развивают простые математические понятия, знакомят с числами и цифрами, осваиваются сенсорных эталонов – цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
Особое место мы отводим конструированию из бумаги (оригами). У этого занятия огромное количество развивающих задач. Вот, по нашему мнению, основные из них:
- Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Стимулирует развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Через игровые действия дети познают новое, расширяют кругозор, применяют свои знания и конкретизируют представления о предметах окружающего мира, их свойствах, назначении.
В
сюжетно ролевых играх можно знакомить детей с устройством часов, весов,
термометра, кассой. Ненавязчивые вопросы, игровые ситуации побуждают детей
обследовать предметы.
Например,
в игре «Автобус» - определить количество пассажиров в
транспортном средстве, и продать билет,
в игре «Больница» - выписать рецепт в соответствии с
жалобами пациента, выбрать дозировку,
в игре «Зоопарк» - соотнести размер животного и его
клетки/вольера.
Для формирования основ математической культуры в нашей группе организован Центр развивающих игр. Он содержит: дидактические игры, настольные логические игры - шахматы, шашки, «Русское лото», часы-конструктор, весы, головоломки (пятнашки, плоские лабиринты, кубик Рубика), кубики Никитина, палочки Кюизенера, «Колумбово яйцо», «Танграм», различные виды конструкторов.
Через экспериментирование ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию (свойства магнита, движение воздуха, состояния воды, степень тяжести мокрого и сухого песка, таяние снега в тепловых условиях). У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, высказывать предположение, аргументировать выводы.
Обогащаем пространственный словарь (между, около, вверху/внизу), словарь временных обозначений (сумерки, вчера, сегодня, вечер, дни недели), даем понимание количественных отношений (больше/меньше, один/много), слов числительных и специальных терминов (название арифметических действий, геометрических фигур).
Представленные формы работы являются хорошим средством развития основ математической культуры, обеспечивают достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения школьной программе.
Комментарии