Психологическая консультация. Вы спрашиваете, я отвечаю.
В каком возрасте нужно отдавать ребенка в садик?
Ответ.
Детский сад - важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать его в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе. Но несомненно, сад нужен каждому ребенку. Он учит его адаптироваться, общаться, жить в обществе сверстников и других взрослых. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и гармонично развиваться.
Наиболее, на мой взгляд, благоприятен возраст трех лет.
Вопрос.
Можно ли давать ребёнку в ясли (период адаптации) игрушку из дома?
Ответ.
Можно, но...
1. Игрушка помогает ребенку справиться с тревогой из-за расставания с мамой и нахождением в новых условиях.
2. Игрушка – это связь с домом, с мамой. Ребёнок находится в детском саду, но у него в руках "частичка дома".
Но часто воспитатели запрещают приносить домашние игрушки в группу. Давайте взвесим все "за и против".
❌ Новую игрушку хотят сразу все дети, начинаются ссоры, крики, драки!
✅Объясняйте детям, что нельзя забирать игрушки друг у друга. Это работает, даже в яслях, стоит только подобрать правильные слова.
❌Игрушка может сломаться, родителям это не понравится.
✅ Разговаривайте с родителями об этом заранее. Объясняйте, что если игрушка сломается, виноватых искать никто не будет. Если игрушка дорогая, лучше оставить её дома до возвращения ребёнка из садика.
❌ Игрушка быстро пачкается.
✅Обговорите с ребёнком, где он будет играть с игрушкой, либо только на улице, либо в группе. Если игрушка принесена для сна, то она будет ждать ребёнка в кроватке. Если для улице, то после прогулки останется в шкафчике, и в группу её уже не понесут, потому что она будет испачкана.
Также, обговорите с родителями чтобы приносили игрушки, которые можно быстро помыть (не мягкие).
❌ Игрушка травмоопасная.
✅ Обсудите с родителями заранее какие игрушки приносить можно, а какие - нельзя! Это касается безопасности их ребёнка.
Вопрос:
Как узнать у будущего первоклассника, достаточен ли у него познавательный багаж знаний?
Ответ:
В этом может помочь познавательная беседа.
Просто задавайте ребёнку вопросы и смотрите, как он на них отвечает. Если ответы правильные, развёрнутые по содержанию, это свидетельствует о высокой познавательной активности ребенка.
Вопросы беседы
«Готовность к обучению в школе»
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или
мужчиной?
4. У тебя есть брат, сестра? Как из зовут? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер? День или утро?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь - утром или днем?
Что бывает раньше - обед или ужин?
8. Как называется город, в котором ты живешь? Назови свой домашний
адрес.
9. Кем работает твоя мама/твой папа?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье?
11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так
считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон, врач, учитель?
15. Зачем нужны в школе звонок или парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. В какое время с деревьев опадают листья?
19. Что остается на земле после дождя?
20. Каких животных ты знаешь?
21. Каких ты знаешь птиц?
22. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
23. Что больше - 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
24. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
25. Хочешь ли ты идти в школу?
26. Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
27. Как, по-твоему, тебе лучше будет учиться: дома с родителями, в школе с учительницей или если учительница будет приходить к тебе домой?
- Замкнутости ребенка и его застенчивости. Такие проблемы часто напрямую связаны с негативным восприятием ребенка собственной личности и внешности. Преодолеть их следует как можно раньше. В противном случае застенчивость и замкнутость могут привести к тому, что ребенок будет постоянно испытывать стресс и не сможет адаптироваться в новом окружении. Со временем проблемы будут только усугубляться.
- Гиперактивности. Такая проблема обычно возникает у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чрезмерная активность проявляется в том, что ребенок нередко становится просто неуправляемым. Его сложно успокоить, увлечь каким-то делом. Ребенок становится все более неусидчивым, не может сконцентрироваться, проявить внимание к деталям. Это сказывается на его успеваемости, творческом развитии, формировании характера. Нередко чрезмерная активность приводит и к непониманию с родителями. Задача детского психолога при работе с гиперактивным ребенком заключается в комплексной поддержке. Специалисту следует научить малыша правильно управлять энергией, контролировать настроение, проводить досуг интересно и с пользой.
- Тревожности и страхах. Страх одиночества, темноты, различных чудовищ и других выдуманных персонажей считается нормальным для детей. На самом деле фантазии и страхи – не одно и то же. Если ребенок просто фантазирует, но не боится, причин для беспокойства нет. Но если малыш действительно напуган, следует обратиться к специалисту, так как страхи способны нанести вред неустойчивой психике в раннем возрасте. Нередко кажущиеся безобидными страхи перерастают в серьезные фобии. Своевременный поход к профессионалу позволяет не только устранить страхи, но и предотвратить их появление в дальнейшем
- Агрессивности. Агрессию у ребенка могут спровоцировать самые разные проблемы. Выявить и устранить причины немотивированной агрессии может только специалист. Если не обратиться к профессионалу, ребенок может навредить себе и окружающим. Никому не понравится, что рядом находится малыш, который кусается и дерется, например. С ребенком просто откажутся общаться. Он сам не поймет, почему так происходит, что будет провоцировать еще более выраженную агрессию. В результате ребенок вырастет жестоким и вспыльчивым. Задачей психолога при работе с агрессивными маленькими пациентами является снятие психологических барьеров, устранение тревожности и иных причин агрессии.
- Плохой успеваемости. Все дети являются яркими индивидуальностями. Кому-то лучше даются математика и физика, а кому-то – русский язык и литература. Но нет детей, которые в целом плохо успевают по всем дисциплинам без психологических или иных проблем. Если у ребенка нет диагноза «умственная отсталость», следует обратиться к психологу. Скорее всего, причинами плохой успеваемости являются страх выступлений, конфликты с учителями или одноклассниками, отсутствие концентрации и др. Специалисту важно выяснить, почему ребенок плохо учится, и помочь школьнику в преодолении всех трудностей
- После серьезных травмирующих ситуаций. К ним относят: внутренние семейные проблемы: смерть родственников, частые ссоры, конфликты, развод родителей, рождение второго ребёнка. А также внешние факторы: военные действия, наводнения, землетрясения и др.
Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь. Не следует путать психолога с психотерапевтом. В отличие от врачей, эти специалисты не могут назначать медицинские препараты. В сферу деятельности психологов входят преимущественно консультирование родителей и работа с детьми по решению локальных проблем. В их числе:
- Различные страхи (в том числе после физического насилия в семье)
- Депрессивные и тревожные состояния
- Стрессовые состояния после травматических эмоциональных событий (потери одного из родителей, например)
- Слабая воля
- Неорганизованность
- Невнимательность
- Гиперактивность
- Трудности в общении
- Агрессивное поведение в стандартных и стрессовых ситуациях
- Сложности адаптации в детском саду, в школе, в любых незнакомых коллективах
- Замкнутость
- Утрата контакта с родителями (в том числе после конфликта)
Вместе с другими специалистами детские психологи занимаются адаптацией детей в социуме, устраняют проблемы с речью (в том числе заикание), помогают ребенку, попавшему в семью приемных родителей.
Вопрос:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ РЕАГИРУЕТ НА ЗАПРЕТЫ?
Ответ:
Мама и папа могут выдвигать определенные требования, могут устанавливать правила и запреты. Но ребенок может не торопиться выполнять их, что заставит взрослых паниковать, думать, как добиться нужного им результата. Винить ребенка в том, что он не понимает запретов, наказывать его за это не стоит, поскольку это бесполезно.
Если вы не можете изменить поведение своего малыша, попробуйте следующие стратегии поведения:
• Проанализируйте установленные правила и запреты. Маме и папе не стоит бездумно устанавливать какие-то ограничения, запихивать чадо в рамки. Им важно понять, для чего они что-то запрещают, какие результаты они хотят получить, действуя выбранным образом. Также им следует время от времени пересматривать установленный порядок, корректировать его. Это необходимо, потому что ребенок взрослеет, многое перестает быть для него актуальным, запрещенным или разрешенным.
• Четко формулируйте правила. Надо не просто озвучивать свои пожелания, а делать это кратко и понятно. Не лишним будет объяснить причины принимаемого решения, сказать, почему тот или иной запрет вводится. Вдаваться в детали, конечно, не нужно. Но основную информацию, которую он готов понять в его возрасте, ему следует предоставить.
• Используйте альтернативу. Она не будет восприниматься так негативно, как это будет в случае с запретом. Маме и папе надо не кричать на ребенка, не вырывать у него из рук то, что ему нельзя брать, а предложить что-то взамен. В таком случае ситуация не будет накаляться, атмосфера в доме будет оставаться спокойной. Родителям стоит помнить, что какие-то вещи им придется повторять несколько раз. Это нормально, потому что далеко не всегда он сразу может смириться с изменившимся порядком.
• Спокойно реагируйте на все. Ребенок может не совсем адекватно, слишком эмоционально воспринять любой запрет. В таком случае маме и папе важно не вступать в дебаты, не отвечать взаимностью, а просто подождать. В таком случае эмоции быстро улягутся, ситуация стабилизируется, обсудить что-либо мирно станет возможным.
Эти рекомендации позволят добиться послушания малыша, его хорошего поведения. Перемены произойдут не сразу, но они непременно будут иметь место быть, если родители наберутся терпения, не бросят начатое.
Комментарии